Достали? Как будут бороться с кибермошенниками

После вала жалоб граждан, связанных с кибермошенничеством, регулятор, наконец, принимается за разработку новой процедуры заморозки и возврата похищенных средств.

В департаменте информационной безопасности ЦБ разрабатывают проект закона для автоматической блокировки денег жертвы на счетах злоумышленников и упрощенной судебной процедуры при разбирательстве в каждом конкретном случае. Ожидается, что наконец антиотмывочные законы будут проработаны в пользу граждан.

За прошлый год число мошеннических финансовых операций возросло более чем на треть, а за первое полугодие этого года — на половину. И только 11% похищенных средств удалось вернуть. По данным финансовых аналитиков, 90% жертв из числа физлиц сами отдают деньги похитителям, охотно сообщают личные данные, надеясь «сберечь накопления».

По поручению президента, до 1 июля текущего года в Центробанке должны разработать дополнительные меры по защите личных счетов граждан от мошеннических действий разного плана. Одним из первых предложений было немедленно замораживать спорные средства на счете мошенника — для этого будет достаточно заявления жертвы, простого обращения в банк. Одуматься и сделать это нужно быстро, так как средства обычно снимаются в течение одного-двух часов после поступления перевода. Только в единичных случаях деньги ходят по счетам до суток.

Чтобы проверяющим было труднее отследить денежный путь, используется целая система переводов на счета разных банков и виртуальных кошельков. Первым получателем обычно выступает некое подставное лицо, так называемый дроп, не подозревающий об участии в схеме. Используют и несколько подставных лиц — так сложнее обнаружить самих злоумышленников.

До сегодняшнего дня банки прикрывались отсутствием оснований для блокировки средств на промежуточном или конечном счете, оправдывались тем, что не могут отказать получателю в выдаче обозначенной суммы. Якобы, распоряжаться деньгами может только сам клиент. Чтобы заблокировать средства или вернуть их отправителю, необходимо предоставить судебное решение, а для начала провести целую оперативно-розыскную и следственную работу, сформировать уголовное дело. Пока данные мероприятия будут проводиться, деньги улетучатся, как говорится, с концами. Поэтому решается вопрос и о немедленной блокировке счетов злоумышленников (предположительно на 25 дней), и об упрощении судебной процедуры для возврата средств. Специалисты изучают опыт Великобритании, где дела о возврате спорных переводов решаются заочным ускоренным порядком.

В СМИ предполагали, что банки будут передавать пострадавшему личные данные владельца конечного счета, на который переведены его средства. Это поможет ускорить разбирательство. Пока банки будут между собой решать, кому и что возвращать по обращению клиента, гражданин сможет требовать возврата средств в судебном порядке, обратившись с иском к конкретному лицу. Но в ЦБ такой подход не поддерживают, так как личные данные нельзя передавать без согласия клиента, как и нельзя ограничивать права владельца счета. Но в одном эксперты единодушны — какие бы поправки не были приняты, мошенники придумают новые схемы, и это потянет цепочку совершенно неожиданных злоупотреблений. Помешать преступности в этой сфере можно только одним способом — ответственным отношением к своим деньгам и личным данным.

Есть подозрения? проконсультируйтесь с детективом

Нажимая "Отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных